Рубрика «Прокуратура разъясняет: вопрос- ответ»
Прокуратура информирует февраль 2023
«Коллектив прокуратуры района 2021 год слева – направо : старший специалист 1 разряда Сологубова Е.А., помощник прокурора Щербинин Е.В., старший помощник прокурора Клименко А.В., заместитель прокурора Фадеев В.А., прокурор района Степанов А.А., заместитель прокурора Юников С.А., помощник прокурора Шенин В.В., водитель Черников В.Г.
Защита прав граждан в период санкций
Заметка мошенники от 31.05.2022 В ОМСЫ
Как отменить покупку товара, если меня принудили к его приобретению?
Заведомо ложный донос о совершении преступления влечет уголовную ответственность
Когда не встаешь на путь исправления
Может ли работодатель уволить меня по состоянию здоровья и на основании каких документов?
Может ли работодатель уволить одинокую мать по сокращению штата?
Как обжаловать приговор суда, если уголовное дело рассмотрено в особом порядке?
Какой будет размер пособия по безработице в 2019 году?
Какая существует ответственность за разглашение персональных данных работника?».
На вопрос отвечает заместитель прокурора Котельниковского района советник юстиции Владимир Александрович Фадеев
Само понятие «персональные данные» определено Федеральным Законом РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
К такой информации относятся сведения о Ф.И.О., дате, месте рождения, месте жительства и месте работы гражданина, размере его заработной платы, наличии зарегистрированного брака, образовании, профессии и другие сведения, относящиеся к конкретному гражданину.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет административную ответственность по ст.13.11 КоАП РФ.
На виновное физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностное лицо - от пятисот до одной тысячи рублей, на юридическое лицо - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях по ст.13.11 КоАП РФ, отнесены к исключительной компетенции органов прокуратуры, поэтому, при наличии у граждан фактов нарушения их прав на сохранность персональных данных, необходимо обращаться в прокуратуру района.
Более того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, установлена уголовная ответственность по ст.137 УК РФ, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Для проведения проверки на предмет наличия признаков состава преступления, предусмотренного ст.137 УК РФ, гражданам необходимо обращаться в Котельниковский МРСО СУ СК РФ по Волгоградской области.
«Как бороться с незаконной реализацией алкогольной продукции вблизи школ, в Интернете, самодельной алкогольной продукцией в магазине?»
«Действующим законодательством установлен целый ряд ограничений при продаже алкогольной продукции.
В частности, Федеральным Законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе, в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Администрацией Котельниковского муниципального района принято постановление №572 от 21.06.2013 «О мерах по реализации на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области Постановления правительства РФ от 27.12.2012 №1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
Ознакомиться с данным нормативным правовым актов возможно на сайте администрации Котельниковского муниципального района.
Кроме того, согласно п.6 ст. 10 Закона об информации, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 151.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Частями 2.1, 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а также за нарушение Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612, розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, установлен запрет продажи дистанционным способом алкогольной продукции.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с реализацией алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет.
Прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области в ходе мониторинга сети Интернет установлено 3 сайта, на которых размещена информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе, о доставке такой продукции на территории Волгоградской области.
Вход на сайты не требовал специальной регистрации и пароля, ознакомиться с предлагаемой продукцией мог любой желающий, в том числе, несовершеннолетний.
С учетом того, что реализация алкогольной продукции посредством сети Интернет не обеспечивает законодательно установленных запретов на продажу такой продукции после 23 часов, в том числе несовершеннолетним (в любое время), размещение такой информации способствовало совершению административных правонарушений, в связи с чем, прокурор Котельниковского района обратился в Котельниковский районный суд с исками о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории РФ.
Котельниковский районный суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
В случае если Вы заметили реализацию алкогольной продукции сомнительного качества в торговых точках, имеющих право на реализацию алкогольной продукции, то в этом случае необходимо обратиться с заявлением в ТОУ Роспотребнадзора в Котельниковском, Октябрьском районах для проведения соответствующей проверки, в рамках которой будет проведено исследование качества реализуемой продукции».
Заместитель прокурора Котельниковского района Фадеев В.А.
«Моя семья любит собирать грибы. Но, осенью мы заметили, что фермеры запахали землю для прохода к лесопосадкам. Существует ли запрет на посещение лесов для собирания грибов?».
«В соответствии со ст.11 Лесного Кодекса РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов.
Фермеры, использующие земельные участка на праве собственности или на праве аренды вправе производить посевы и посадки сельскохозяйственных культур на земельных участках сельскохозяйственного назначения, что исключает проведение работ по распашке земельных участков, на которых располагаются лесопосадки.
Вместе с тем, возможны ситуации, когда межевание земельных участков сельскохозяйственного назначения проведено вплотную с земельными участками лесного фонда.
В этом случае действия собственников и арендаторов земельных участков по распашке всего земельного участка являются законными, но гражданам должна быть предоставлена возможность прохода к лесопосадкам.
Практически это может выражаться в установлении сервитута посредством принятия органом местного самоуправления нормативного правового акта органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В этой связи заинтересованным лицам необходимо обратиться в соответствующий орган местного самоуправления – администрацию муниципального образования или Совет народных депутатов, которые вправе инициировать проведение общественных слушаний.»
Заместитель прокурора Котельниковского района Фадеева В.А.
Противодействие коррупции – приоритет в деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Ежегодно 9 декабря во всем мире, начиная с 2004 года, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Указанная дата провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года).
Вопросы противодействия и борьбы с коррупцией являются одними из наиболее приоритетных в деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов Российской Федерации в последнее время.
При этом возбуждение в текущем году уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении чиновников различных уровней и ранга, в том числе, и федерального, ряда руководителей субъектов Российской Федерации, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, занимающих высокие посты, свидетельствует о том, что, «неприкасаемых» должностных лиц в настоящее время не существует.
Коррупционные проявления многолики и многогранны и, зачастую, носят латентный (то есть скрытый) характер, в связи с чем, не всегда правоохранительным органам удается своевременно выявлять и пресекать правонарушения и преступлений данной категории, а также привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.
В связи с этим особую актуальность приобретает взаимодействие правоохранительных органов с институтами гражданского общества, представителями бизнес-сообщества, гражданами,
В прокуратуре Котельниковского района на постоянной основе работает телефон доверия - № 3-28-18, по которому заинтересованные лица могут сообщать о ставших им известными фактах каких-либо коррупционных проявлений в деятельности органов власти и управления. Ежедневно сотрудниками прокуратуры района осуществляется личный прием, в ходе которого заявители могут сообщить о подобных фактах. Кроме того, такие обращения могут направляться и в письменном виде по адресу: 404354, Волгоградская область, г.Котельниково, ул.Баранова, 13. Каждое такое обращение будет тщательно проверено с целью решения вопроса о принятия мер прокурорского реагирования для пресечения таких проявлений, а также, при наличии оснований, для инициирования уголовного преследования виновных лиц.
Необходимо отметить, что значительную часть противоправных деяний, связанных с коррупционными проявлениями, составляет так называемая «бытовая коррупция», когда правонарушения и преступления в данной сфере связаны с действиями граждан, желающих либо избежать установленной законом ответственности за совершение ими противоправных действий (например, дача взятки сотруднику правоохранительных органов с целью избежать административное ответственности за совершение административного правонарушения), либо получить какие-либо материальные или нематериальные блага (например, дача взятки врачу за выдачу фиктивного больничного листа).
С учетом необходимости дифференциации и разграничения степени ответственности за совершение коррупционных преступлений в зависимости от их характера и общественной опасности, в 2016 году законодателем внесены значительные изменения в действующие правовые акты, касающиеся указанного вопроса.
Так, Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" дополнил Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) новой статьей – статьей 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».
В соответствии с данной статьей мелким взяточничеством признается получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Совершение указанных противоправных деяний наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года (ч.1 ст.291.2 УК РФ). В случае совершения тех же деяний, совершенных лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ виновному лицу назначается наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет ч.2 ст.291.2 УК РФ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ введена также ответственность за мелкий коммерческий подкуп (ст.204.2 УК РФ), изложены в новой редакции статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за получение и дачу взятки, коммерческий подкуп, посредничество во взяточничестве и коммерческом подкупе, при этом усилено наказание за совершение данных коррупционных преступлений.
Таким образом, только совместные усилия со стороны органов государственной власти, правоохранительных органов, общества и непосредственно граждан позволять обеспечить эффективную работу по противодействию и борьбе с коррупцией, снижение ее уровня, минимизируют негативное воздействие коррупционных проявлений на права и законные интересы граждан, общества и государства.
Прокурор Котельниковского района старший советник юстиции А.А.Степанов